вторник, 17 сентября 2013 г.

Регионы оценили список лучших школ и предложили расширить критерии

МОСКВА, 17 сен — РИА Новости. Министерства образования и науки российских регионов, школы которых фигурируют в топ-25 и топ-500 перечня лучших школ страны, считают результаты ожидаемым и отмечают полезность подобных списков как для родителей и школ, так и для ведомств, которые занимаются образовательной политикой.

РИА Новости и Московский Центр непрерывного математического образования запускают проект «Лучшие школы России: рейтинги и мониторинги» при поддержке Общественной палаты и Минобрнауки РФ. Перечень школ подготовлен Московским центром непрерывного математического образования при информационной поддержке Группы РИА Новости и «Учительской газеты».
Ничего удивительного, но приятно
Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина отметила, что 11 школ Пермского края, которые попали в топ-500 перечня «Лучшие школы России», действительно являются лучшими учебными учреждениями региона.
«Если честно, их попадание в этот перечень было ожидаемо», — сказала она РИА Новости.
Министр образования Иркутской области Виктор Басюк заявил, что вошедшие в перечень 11 школ региона считаются здесь наиболее инновационными.
«Правительство вложило немало средств в их развитие и модернизацию учебного процесса. Включение иркутских школ в российский топ-500 будет способствовать повышению их статуса. Думаю, высокие места, во-первых, связаны с тем, что в школах работает высококлассный коллектив преподавателей, во-вторых, эти учебные заведения выстроили конструктивные отношения с родителями и партнерами», — сказал глава ведомства.
Как напомнила РИА Новости начальник отдела мониторинга качества образования и аттестации обучающихся Минобрнауки Татарстана Лилия Амирова, в перечень 500 лучших российских школ вошли 19 школ республики, одна из которых попала в топ-25.
«Думаю, мы на верном пути. Школы, которые вошли в перечень, показывают высокое качество образования. Они на выходе конкурентоспособны, у их выпускников высокий средний балл по математике и русскому языку, большое количество детей набирают на ЕГЭ более 80 баллов, в этих школах есть победители и призеры всероссийских олимпиад, нет двоечников», — сказала она.
Первый замминистра образования и молодежной политики Чувашии Светлана Петрова выразила радость за школы, попавшие в список.
«Если бы вы меня спросили, какие школы туда войдут, я бы вам ответила не глядя, не проводя этот опрос. Это действительно лучшие школы Чувашской республики по этим показателям», — сказала она.
Представитель министерства образования Нижегородской области заявил, что успех ГБОУ «Лицей-интернат Центр одаренных детей», которое заняло 22-е место в списке топ-25, не вызывает удивления.
«За годы работы учреждение зарекомендовало себя с лучшей стороны и показываемые воспитанниками интерната результаты лучшее тому доказательство», — отметил он.
Представитель правительства Воронежской области, 11 учебных учреждений которой вошли в топ-500, заявил, что все эти учреждения являются бесспорными лидерами воронежского образования.
По словам замминистра образования Новосибирской области Дмитрия Метелкина, попадание в топ-25 двух школ региона закономерно с учетом выбранных при составлении перечней критериев.
«В целом результат такой не может не радовать, а вот результат попадания в топ-500 мог бы быть лучше, потому что у нас порядка 40 учреждений повышенного статуса и значительное количество спецклассов, деятельность которых строится на основе, в том числе, олимпиадной подготовки. Поэтому мы ставим себе задачу более амбициозную — в перспективе расширить попадание учреждений в этот перечень», — сказал он.
Для чего нужен перечень
Говоря о пользе представленного перечня, министр образования Иркутской области Виктор Басюка отметил его пользу для родителей, которые смогут сориентироваться на рынке образовательных услуг и подобрать школу для своего ребенка в зависимости от его способностей.
Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина заявила, что подобные списки делают школы более открытыми для общества и дают возможность сравнивать себя с другими учреждениями.
«Рейтинги школ, в первую очередь, предназначены для родителей. Также они полезны директорам при определении сильных и слабых сторон их школ, руководителям системы образования для выработки образовательной политики. Однако если публиковать полный рейтинг школ, а не только лучших, то может сложиться ситуация, когда родители массово не захотят отдавать своих детей в школы, имеющие низкий рейтинг», — полагает она.
Кассина также считает, что подобные списки должны стать информационной основой для обсуждения образовательной политики страны или региона и предоставляют данные для анализа системы образования.
Первый замминистра образования и молодежной политики Чувашии Светлана Петрова также полагает, что перечень «Лучшие школы России» полезен и школе, и ученикам, и их родителям. Она отметила, что такие списки дают возможность оценить работу образовательных учреждений региона, сравнить их с результатами коллег, взглянуть на ситуацию «со стороны» и наметить шаги для дальнейшего движения вперед.
Необходимые критерии
Топ-500 и топ-25 составлялись, в частности, с учетом результатов ЕГЭ и Всероссийской олимпиады школьников в 2013 году. По мнению начальника отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования Кировской области Людмилы Золотовой, сравнивать школы, учитывая такие показатели, как ЕГЭ и количество призеров олимпиад, не совсем корректно.
«Можно взять показатели общеизвестные, но это отнюдь не определяет лицо и качество образования в данном учреждении. Надо давать гораздо больший перечень показателей, нежели просто ЕГЭ и олимпиады. Учреждение по своему росту и развитию можно сравнивать только с самим собой. Разные условия, разный педколлектив, дети, местность, где находятся педучреждения. Хотя не скрою, нам бывает очень интересно и лестно видеть, что наши образовательные учреждения — в рейтингах на лидирующих позициях», — сказала Золотова.
Она уточнила, что лицеи, гимназии отличаются от обычной общеобразовательной школы, так как реализуют программы повышенного уровня. Поэтому гимназии или, например, сельские школы нельзя, по ее мнению, сравнивать между собой.
В Петербурге, где действуют около 700 общеобразовательных учреждений, в топ-500 попали 18. Сопредседатель петербургского родительского комитета Михаил Богданов считает, что это произошло из-за узких критериев отбора. «Хороших школ у нас в городе больше, чем 18. Судя по тому, что этот перечень готовил математический центр, то, наверное, они предъявляли такие критерии, которые невозможно предъявить гуманитарным школам. Будут другие критерии — будет другое количество школ», — полагает он.
Министр образования Иркутской области Виктор Басюк считает, что было бы логичнее в списке разделить обычные школы и школы повышенного уровня и оценивать их раздельно.
Министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина считает, что, оценивая школы, следует учитывать достижения учащихся на каждой ступени общего образования, возможность для индивидуального развития, участие в олимпиадах, условия обучения (безопасность школы, техническую оснащенность, в том числе наличие широкополосного интернета), доступность (стоимость услуг, наличие детей из других районов, поддержка детей с ограниченными возможностями) и информационную открытость (качество сайтов школ).
Первый замминистра образования и молодежной политики Чувашии Светлана Петрова полагает, что школу нужно оценивать по тому, насколько она дает возможность реализовать индивидуальные образовательные маршруты. Ту же позицию занимает замминистра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрий Метелкин
«И школа может не ставить себе целью, скажем так, занимать высшие позиции с точки зрения той же олимпиадной подготовки, зато она может блистать, например, с точки зрения индивидуального личностного обучения и создавать условия сбережения здоровья», — сказал он РИА Новости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий