«Экватор» учебного года – самое жаркое и сложное время для школьников
Закончены новогодние каникулы, и школьников ждет самая долгая и сложная четверть. Здесь будет все: и новые темы, и контрольные работы, и ежедневные домашние задания – и все это «приправлено» накопившейся у ребят сезонной усталостью.
Прошедшие зимние каникулы детский организм «забывает» очень быстро: специалисты Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН посчитали, что в первые две недели работоспособность школьников повышается, еще 14 дней она остается на том же уровне, а на пятой постканикулярной неделе начинает падать.
После восьмой учебной недели работоспособность падает не только у младших школьников, но и у старшеклассников.
Эмоциональная усталость тоже дает о себе знать: длительная монотонная работа, напряжение, общение с одними и теми же людьми – все это провоцирует стресс и нагнетает внутреннюю тревогу.
Прибавим к этому короткие световые дни, недостаток витаминов – и получим повод для серьезных размышлений о том, что в этот период школьники нуждаются в серьезной поддержке со стороны взрослых.
Педагогическая поэма
В педагогическом арсенале существует множество способов, помогающих поддержать работоспособность ребят.
Для каждого класса учителя подбирают свои методы – в зависимости от возраста и психологических особенностей школьников.
Физкультминутка, смена вида деятельности, занимательные упражнения, решение оригинальных задач, чтение вслух – это далеко не полный перечень педагогических помощников.
Кроме того, специалисты считают, что в течение урока накапливается мышечное напряжение, поэтому необходимо чередовать различные виды деятельности, чтобы «переключать» нагрузку с одних групп мышц на другие. Так, например, после письменной работы можно обсудить какую-либо проблему или задачу, а после устного опроса взяться за ручку и карандаш.
Родителям на заметку
Специалисты советуют соблюдать режим дня: ученик начальной школы должен спать 9-10 часов, старшеклассник не меньше 8 часов.
Необходимы школьникам и прогулки: медики рекомендуют находиться на свежем воздухе не менее 2 часов ежедневно.
Уделите внимание и режиму питания: мясо и рыба помогают стимулировать работу мозга, овощи и фрукты дадут необходимый витаминный «заряд».
Ребенок переутомился, если он
– Делает ошибки в простейших заданиях даже в тех предметах, которые идут у него легко.
– Становится рассеянным, плохо спит.
– Становится вялым и плаксивым.
– Чаще обычного обижается и начинает грубить старшим.
– Не сразу реагирует на то, что к нему обратились.
– Почерк «скачет», не попадает на строчки и выходит за поля.
– Жалуется на головные боли во второй половине дня.
– Становится бледным, под глазами появляются темные круги.
– Повышается артериальное давление (норма верхнего показателя для детей до 10 лет – 80-100 мм).
Закончены новогодние каникулы, и школьников ждет самая долгая и сложная четверть. Здесь будет все: и новые темы, и контрольные работы, и ежедневные домашние задания – и все это «приправлено» накопившейся у ребят сезонной усталостью.
Прошедшие зимние каникулы детский организм «забывает» очень быстро: специалисты Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей РАМН посчитали, что в первые две недели работоспособность школьников повышается, еще 14 дней она остается на том же уровне, а на пятой постканикулярной неделе начинает падать.
После восьмой учебной недели работоспособность падает не только у младших школьников, но и у старшеклассников.
Эмоциональная усталость тоже дает о себе знать: длительная монотонная работа, напряжение, общение с одними и теми же людьми – все это провоцирует стресс и нагнетает внутреннюю тревогу.
Прибавим к этому короткие световые дни, недостаток витаминов – и получим повод для серьезных размышлений о том, что в этот период школьники нуждаются в серьезной поддержке со стороны взрослых.
Педагогическая поэма
В педагогическом арсенале существует множество способов, помогающих поддержать работоспособность ребят.
Для каждого класса учителя подбирают свои методы – в зависимости от возраста и психологических особенностей школьников.
Физкультминутка, смена вида деятельности, занимательные упражнения, решение оригинальных задач, чтение вслух – это далеко не полный перечень педагогических помощников.
Кроме того, специалисты считают, что в течение урока накапливается мышечное напряжение, поэтому необходимо чередовать различные виды деятельности, чтобы «переключать» нагрузку с одних групп мышц на другие. Так, например, после письменной работы можно обсудить какую-либо проблему или задачу, а после устного опроса взяться за ручку и карандаш.
Родителям на заметку
Специалисты советуют соблюдать режим дня: ученик начальной школы должен спать 9-10 часов, старшеклассник не меньше 8 часов.
Необходимы школьникам и прогулки: медики рекомендуют находиться на свежем воздухе не менее 2 часов ежедневно.
Уделите внимание и режиму питания: мясо и рыба помогают стимулировать работу мозга, овощи и фрукты дадут необходимый витаминный «заряд».
Ребенок переутомился, если он
– Делает ошибки в простейших заданиях даже в тех предметах, которые идут у него легко.
– Становится рассеянным, плохо спит.
– Становится вялым и плаксивым.
– Чаще обычного обижается и начинает грубить старшим.
– Не сразу реагирует на то, что к нему обратились.
– Почерк «скачет», не попадает на строчки и выходит за поля.
– Жалуется на головные боли во второй половине дня.
– Становится бледным, под глазами появляются темные круги.
– Повышается артериальное давление (норма верхнего показателя для детей до 10 лет – 80-100 мм).
Комментариев нет:
Отправить комментарий